Воскресенье, 14.07.2024
МБОУ СОШ № 138 Нижний Тагил
Если у Вас возникли вопросы к директору, адресуйте их на электронную почту школы: SCHOOL@SCHOOL138NT.RU. ОБЯЗАТЕЛЬНО в теме письма укажите: «Обращение к директору»!!!
Решаем вместе
Есть вопрос?
ШКОЛЬНЫЕ НОВОСТИ
МБОУ СОШ № 138
Категории раздела
РДШ
              Электронные     образовательные ресурсы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Особенности обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта

 

Березина Татьяна Александровна, студент магистратуры

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

 

В статье рассматривается актуальная тема обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железно­дорожного транспорта. Рассмотрены меры по обеспечению такой деятельности и предложены меры предупреждению и профилактике травматизма среди несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, несовершеннолетние, безопасность, травмирование, предупреждение, правонарушения.

 

Железная дорога выступает зоной повышенной опас­ности для несовершеннолетних по причине свобод­ного доступа к железнодорожным путям. Профилактика и предупреждение травматизма среди несовершенно­летних на объектах железнодорожного транспорта в по­следнее время являются очень актуальными и одними из важных задач деятельности по защите жизни и здо­ровья несовершеннолетних детей.

В последнее время особенно актуальной обозначилась проблема появления среди несовершеннолетних нефор­мального движения «зацепинга», т. е. «зацеперов», увле­чением которых является опасное передвижение снаружи транспортного средства, в основном на крышах и сцепках вагонов поездов и электричек.

Как указывает, С. И. Ворошилин «общепринятое меж­дународное наименование этого вида увлечения — «трейн­сёрфинг» или «трейнхоппинг», «трейнхоп» (trainhop — запрыгивание на поезда)» [2, с. 38].

«Зацеперы» снимают видеоролики и выкладывают их в социальных сетях. Получение большого количества просмотров и положительных откликов дает им высокий рейтинг и придает популярность среди подобной ауди­тории несмотря на то, что такое занятие «зацепингом» представляет явную угрозу для их жизни. Зацеперы соз­дают разные сайты, форумы, где они распространяют видео, фотографии, сообщения о несчастных случаях с участниками, делятся опытом. Все это способствует рас­пространению и популяризации этого явления.

Движение «зацепинга» очень пропагандируется в со­циальных сетях, что является нарушением общественной безопасности и нарушением Федерального закона «О за­щите детей от информации, причиняющей вред их здо­ровью и развитию» [1]. Так, в соответствии с указанным законом, информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, является информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Масштабное развитие этого неправомерного и смер­тельно опасного развлечения на объектах железнодо­рожного транспорта выступает проблемой транспортной полиции общероссийского масштаба. «Зацепинг» по при­чине высокого уровня опасности, способствует увели­чению уровня смертности несовершеннолетних, вызы­вает нарушения в работе железнодорожного транспорта.

В качестве причин травматизма несовершеннолетних на железнодорожном транспорте можно обозначить иг­норирование ими правил личной безопасности вблизи нахождения объектов железнодорожного транспорта. Подростки недопонимают или не знают тех рисков и опас­ностей, когда перебегают железнодорожные пути в неу­становленных местах, находятся рядом или на железнодо­рожных путях, одновременно слушая музыку в наушниках, или делая эффектное «селфи» и т. п. В основном это совер­шают подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Особенно подростки не соблюдают правила перехода через железнодорожные пути, где в качестве частой при­чины этого выступает отдаленность надземного пеше­ходного моста или тоннеля, разрешенного для перехода при относительной близости проживания от объектов железнодорожной инфраструктуры.

Сотрудники полиции (ППС) очень редко привлекают нарушителей к административной ответственности по ст. 11.1 и 11.17 КоАП РФ, что обусловлено несовершенством такого административного надзора и невозможностью контроля каждого участка железнодорожных путей. По­этому уровень травматизма и смертности среди несовер­шеннолетних большой.

С целью недопущения совершения таких правонару­шений среди несовершеннолетних должна проводиться постоянная профилактическая работа с подростками по соблюдению техники безопасности и правил пове­дения на объектах железнодорожного транспорта, как са­мими родителями, так и в образовательных учреждениях.

В связи с популяризацией социальных сетей, под­ростки стремятся делать эффектные фотографии на же­лезнодорожных путях, железнодорожных мостах. При иг­норировании правил безопасного поведения это часто приводит к несчастным случаям, поражению электриче­ским током.

Такое поведение несовершеннолетних может быть об­условлено отсутствием контроля со стороны родителей и недостаточной профилактической работой в образова­тельных учреждениях. Эти факторы, а также наличие сво­бодного времени, отсутствие интересов, поиск «острых» ощущений, способствуют совершению несовершеннолет­ними противоправных действий и увеличению случаев травматизма на железной дороге.

При решении вопросов обеспечения безопасности не­совершеннолетних, должны учитываться специфика ра­боты железнодорожного транспорта, возможности, осо­бенности и назначение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы такой работы.

В качестве действенных мер по обеспечению безо­пасности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте М. В. Климова указывает действия органов внутренних дел «по патрулированию территории; на­хождению постового в удобном для наблюдения месте; упреждение конфликтных ситуаций между пассажирами личным появлением в зоне конфликта; применение мер административного предупреждения и пресечения; про­явление смекалки и находчивости» [3, с. 66].

Стоит указать, что одной из действенных мер по ликви­дации проявлений неправомерного поведения среди не­совершеннолетних, выступает воспитательная работа, ко­торая вырабатывает законные, правовые и нравственные ориентиры среди несовершеннолетних. В образова­тельных учреждениях, расположенных вблизи железной дороги, должны разъясняться правила поведения на же­лезной дороге, а также проводиться разъяснительные бе­седы и лекции на тему выполнения правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Результативность деятельности по профилактике травматизма несовершеннолетних во многом зависит от должной организации совместной деятельности со­трудников транспортной полиции, подразделений по делам несовершеннолетних, работников железнодо­рожных станций и образовательных учреждений.

Совместная работа сотрудников полиции и железно­дорожного транспорта по проведению «уроков безопас­ности» в образовательных учреждениях и совместные встречи с детьми, родителями, должны быть направлены на профилактику детского травматизма.

Так, к примеру, работники Московской железной до­роги осуществляют ряд таких мероприятий, как «ин­структирование локомотивных бригад, изучение и анализ мест наибольшего скопления несовершеннолетней моло­дежи на железнодорожных станциях, модернизация си­стемы посадки и высадки пассажиров, направленных на предупреждение, пресечение и профилактику травма­тизма и смертности среди несовершеннолетних на объ­ектах транспорта» [4, с. 225]. Сотрудники полиции вместе с работниками железнодорожных станций патру­лируют железнодорожные пути, перегоны, проводят от­работку подвижного состава железнодорожных вокзалов и станций.

В ходе взаимодействия полиции с работниками желез­нодорожного транспорта должны разрабатываться про­граммы профилактических мер по детскому травматизму на железнодорожном транспорте, планы совместных ме­роприятий, а также производиться совместный анализ причин происшествий, обмен силами, средствами, опытом работы и информацией. Такие формы взаимо­действия должны быть закреплены на законодательном уровне.

С целью предупреждения детского травматизма, и пре­сечения занятия «зацепингом», в настоящее время соот­ветствующие подразделения полиции ведут мониторинг и выявление подобных страниц, с последующей их блоки­ровкой.

Роскомнадзор ежедневно блокирует в социальных сетях информацию с пропагандой «зацепинга», чтобы ис­ключить возможность распространения среди молодежи. Так, к примеру, в 2018 г. по требованию Роскомнадзора было заблокировано 88 страниц с информацией о заце­перах в сетях «ВКонтакте» и «Youtube», на которых был размещен контент, который мог привлечь несовершенно­летних к совершению экстремальных поступков, опасных для жизни и здоровья.

Мониторинг социальных сетей и оперативная работа сотрудников транспортной полиции также помогает об­наруживать и пресекать несанкционированные акции «зацеперов». Сотрудники транспортной полиции со­вместно со службой транспортной безопасности прибы­вают на место встречи подростков и пресекают совер­шение противоправного деяния [5, с. 34‑39].

Немаловажную роль играет правовое просвещение не­совершеннолетних, когда им в ходе встреч, конференций, демонстраций видеороликов, разъясняются положения о безопасном поведении на объектах железнодорожного транспорта, ответственности за действия, угрожающие безопасной работе железнодорожного транспорта.

В пропаганде опасности нахождения на объектах же­лезнодорожного транспорта и безопасности несовершен­нолетних могут успешно использоваться средства мас­совой информации.

Но однозначно то, что таких мер недостаточно и должно быть введено наказание за вовлечение несовер­шеннолетних в занятия «зацепингом» в виде закрепления административной или уголовной ответственности. К тому же в настоящее время у правоохранительных ор­ганов нет законодательно предоставленной возможности мгновенного блокирования страниц, посвященных «за­цепингу» и внесения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Фе­дерации запрещено.

Также эффективным решением может быть увели­чение штрафа за проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пасса­жиров местах, самовольный проезд в грузовом поезде до более значительных размеров, которая понудила бы многих несовершеннолетних не совершать подобные пра­вонарушения, так как в настоящее время размер такого штрафа составляет всего сто рублей. В тоже время должно быть обеспечено неотвратимость наказания за эти право­нарушения.

 

Таким образом, для обеспечения безопасности несо­вершеннолетних на железнодорожном транспорте должен существовать комплекс мер, направленных на их защиту, предупреждение и пресечение совершения ими престу­плений и административных правонарушений.

Этот комплекс мер должен обеспечиваться соответ­ствующим правильным правовым регулированием, меж­ведомственным взаимодействием всех уполномоченных субъектов по профилактике травматизма и четкой органи­зацией деятельности уполномоченных должностных лиц.

Все меры в своей совокупности позволят предотвра­щать угрозу жизни несовершеннолетних, находящихся на объектах железнодорожного транспорта, сохранять их жизнь и здоровье, и в свою очередь гарантировать нор­мальное состояние и функционирование объектов желез­нодорожного транспорта.

 

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 де­кабря 2010 года № 436‑ФЗ // Российская газета. 2010. 31 декабря.
  2. Ворошилин, С. И. Проблема классификации патологического рискового поведения антисоциального характера и факторов его распространения на примере «Трейнсёрфинга» («Зацепинга») / С. И. Ворошилин // Тюменский медицинский журнал. 2013. № 1. с. 38‑39.
  3. Климова, М. В. Обеспечение безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта ор­ганами внутренних дел / М. В. Климова // Отечественная юриспруденция. 2018. № 6 (31). с. 65‑67.
  4. Бочарникова, Л. Н. Деятельность территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних / Л. Н. Бочарникова // Пробелы в российском законода­тельстве. 2018. № 4. с. 224‑228.
  5. Амельчакова, В. Н. Суслова, Г. Н. К вопросу о проблемах привлечения несовершеннолетних лиц к администра­тивной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Сборник научных статей Всероссийской конференции «Правопорядок в России: проблемы совершенствования» / В. Н. Амельчакова, Г. Н. Суслова. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя. 2017. с. 34‑39.

 

 

Березина Т. А. Особенности обеспечения безопасности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта//Молодой ученый. Международный научный журнал.- № 6 (348) / 2021.- С.172

 


Поиск по сайту
Корпоративная почта


ПОМОЩЬ ПО ПОЧТЕ
ТЕЛЕФОН "ДОВЕРИЯ"
Телефон "Доверия" в Администрации города
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА
классныеигры.рф
Портал «Помощьрядом»
Портал «Помощьрядом»
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Полезные ссылки
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Официальный сайт города Нижний Тагил
  • Управление образования г.Нижний Тагил
  • Родителям первоклассников
  • ФГОС
  • Портал Государственных услуг
  • Архив записей
    МБОУ СОШ №138 Нижний Тагил © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz