Предисловие
Наша школа - одна из тех, чей возраст вызывает
почтение! Мы хотим
рассказать о тех, кто создавал историю школы, закладывал её традиции, кого мы
до сих пор помним и чтим, о тех, кто вынес на своих плечах трудности последних
десятилетий и заложил основы нового этапа развития школы. Наши герои в
большинстве своем принадлежат к старшему поколению.
ГЛАВА 1.История школы в цифрах и фактах.
Связь школы с железной дорогой. Своим рождением наша школа обязана железной дороге,
точнее специалистам, про которых можно сказать: «Железная дорога - их жизнь, их
судьба, их работа». Любовь к профессии, созидательный труд, рабочая гордость,
человеческое достоинство - вот ценности, которые они старались донести до
воспитанников железнодорожного училища-прародителя нашей школы. И вместе с
ними, выпускниками, строили, обновляли, совершенствовали Горнозаводскую
магистраль. Мы призываем вас знать и помнить историю своей «Альма-матер», вырастившей не одно поколение
железнодорожников, и гордиться ею!

«Нет
живописней Среднего Урала,
И гор Уральских лучше не найти.
Однажды здесь дорога пробежала,
Сверкала сталью, проложив пути.
Теперь перешагнула за столетье,
А годы как пути, уносят вдаль.
Она страну спасала в лихолетье,
Свердловская стальная магистраль».
В 1897г. в Н.Тагиле было открыто необычное училище -
железнодорожное. Это объяснялось тем, что железнодорожная индустрия начала
набирать силу и требовала специалистов. О первом ж/д училище известно, что оно
находилось неподалеку от здания вокзала (ныне ул.Кушвинская, дом №1), было
одноклассным, рассчитанным на 3 отделения для мальчиков и девочек. Учениками
были дети работников Пермской железной дороги: тех, кто жил в Н.Тагиле и вдоль
всей линии железной дороги от ст. Баранча до Невьянска.
Желающих учиться оказалось больше, чем предполагалось
вначале, и в 1905году открылось новое двухклассное, имеющее 5 основных
отделений. Срок обучения в нем составлял 5 лет. Это весьма крупное училище
расположилось в здании у переезда за товарным двором. Так как у училища не было
своего общежития, учеников ежедневно доставлял на занятия и развозил обратно до
родного переезда вагон-теплушка, подцепленный к поезду. Обучение бесплатное, за
счет поилицы и кормилицы железной дороги. Родителям не надо было даже тратиться
на тетради, карандаши и перья. Все эти необходимые предметы выдавались в школе
по мере надобности.
Будущие железнодорожники изучали русский язык,
арифметику, геометрию, географию, историю, естествознание, Закон Божий. По
желанию мальчики могли овладеть навыками сапожного дела, а девочки – азами кройки
и шитья. Кроме того, с 3-го класса мальчики зачислялись в потешные войска
цесаревича и каждое лето в течение месяца проходили муштру в каком-нибудь
пехотном полку в полевых условиях. После окончания нижнетагильского училища
14-летние юноши могли поступить в Пермское техническое железнодорожное училище. 
Перед первой мировой войной построили в 1913году новое
деревянное здание под железнодорожную прогимназию, но учиться в нем детям не пришлось - помещение было
отдано под военный госпиталь.
В
1917 году двухклассное железнодорожное училище выросло в Высшее начальное на 200 человек с 4-хлетним сроком обучения .
В1920году училище преобразуется в школу. В 1925 году
Народный комиссариат путей сообщения выделил средства на строительство нового
большого школьного здания в весьма живописном месте - на Птахиной Горе.
Строительство вели почти вручную, без использования механизмов.1-го сентября
1927 года на открытие школы приехал начальник Пермской железной дороги.
Посетивший школу нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский назвал её «роскошным
дворцом».
В 1973 году был
пристроен 3-ий этаж.
За свою долгую жизнь школа 6 раз меняла свой номер,
адрес, название, но никогда не изменяла своему предназначению - учить,
воспитывать и выводить в жизнь настоящих людей.
|